гностическая и герметическая метафизика

Re: Зеркальная загадка

Сообщение Victor » 26 ноя 2008, 14:23

Предлагаю ознакомиться с фрагментом из эссе В. А. Синкевича ФЕНОМЕН ЗЕРКАЛА В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ. Санкт-Петербург, 2002 г.
источник

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ЗЕРКАЛА В МИФОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ

Корни мировоззренческого содержания образа “зеркала” уходят в мифологическое сознание, для которого “зеркальность” была принципом познания мира, одной из форм его духовно-практического освоения.

“Что проявляется внешним образом, то должно было бы существовать отвлеченно, испокон веков, в первообразе, который отражался в так называемом зеркале maja индийской мифологии, откуда произошли выражения: “magus” (маг), “magia” (магия), “magic” (магизм), “image” (образ), “imagination” (воображение), все подразумевающие облегчения первобытной, живой материи без образа в определенную форму, вид или существо. В новейшей теософии зеркало maja называется Вечным зеркалом чудес, Девственницей Софией, вечно рождающей и вечно девственною” (13. с.22). “Происхождение слова Маг - Название: маг происходит от maja, зеркало (II), в котором Брама, по индийской мифологии, испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества” (13. с.33). В древнекитайской мифологии: “Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества...” (13. с.62).

“У многих народов мира зеркала служили миниатюрной моделью Вселенной, а изображение на них - чем-то вроде календаря, имевшее в глубоком прошлом огромное значение для хозяйственной деятельности” (20.). В Эрмитаже хранится бронзовое зеркало VII века до р. х., с изображением древних животных (из коллекции известного просветителя П. Фролова). В горноалтайской находке “... глаза зверей на одной дуге - это точки восхода, а на другой - захода солнца” (20.), т. е. оно выполняло функции древнего солнечного календаря.

В Корее, в начале XX века, вместилищем души женщины-шаманки масин манмэн было “медное зеркало”, которое помещалось в алтарь. “Кроме того, зеркало символизировало небесный свод. Вообще блеску зеркала приписывалась способность отгонять духов” (32. с.10).

У многих народов сохранился обычай - в доме усопшего закрывать тканью все зеркала в доме или поворачивать их к стене. К.Г. Юнг отмечал, что “Известны также аналогичные случаи, когда с приходом смерти разбивается зеркало или падает картина...” (39. с.49).

Вспомните сказку А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”: “... ей в приданое дано было зеркальце одно. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. С ним одним она была добродушна, весела. С ним приветливо шутила и красуясь говорила: “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?”.

М. Забылин в собрании “Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия” описывает различные формы сохранившихся гаданий: “Гадание на зеркалах производят только самые смелые девушки, которые более осязательно и более серьезно хотят ознакомиться со своей будущностью. Гадание в зеркале, или наведение зеркал, всегда сопряжено с тишиной и молчанием, а вместе с тем и безлюдностью, для чего избирается ночь.

“... с устойчивыми представлениями о том, что с помощью кристаллов, зеркал, водной поверхности, стеклянных сфер можно вызвать образные галлюцинации, несущие информацию, мы встречаемся почти повсюду. Следы этих представлений мы находим в Древнем Перу, в Фесте, на Мадагаскаре, в Сибири, у индейцев Америки, в Древней Греции (в работах Павзания), в Риме (в трудах Варрона), в Древней Индии и в Египте. Всюду с незапамятных времен считали, что подобным образом можно познать и прошлое и будущее” (41. с.8). Ознакомимся с высказыванием арабского писателя Ибн Калдоуна (ХIII век): “Некоторые люди смотрят в зеркала или сосуды, наполненные водой... Смотрят пристально и до тех пор, пока не начинают видеть образы. Созерцаемый предмет исчезает, и затем между наблюдателем и зеркалом протягивается завеса, похожая на туман. На этом фоне вырисовываются образы, которые он в состоянии воспринимать, а затем описывает то, что видит. В этом состоянии прорицатель видит не с помощью обыкновенного зрения, а душой. Место чувственного восприятия заступает новый вид восприятия. Однако восприятие души столь напоминает восприятие внешних чувств, что обманывает наблюдателя...” (41. с.8).

Блестящей иллюстрацией волшебного зеркала можно считать популярный сказочный энциклопедический (по скандинавским мифам) роман Джона Рональда Руэла Толкина “Властелин Колец” - волшебное зеркало Галадриэль, стеклянно-зеркальный палантир.

Victor

Аватара пользователя
администратор
администратор

Re: Зеркальная загадка

Сообщение Ирина » 27 ноя 2008, 02:21

Значит, не только шахматный орнамент, но даже сами шахматы, как игра, связаны с нашей загадкой. :shock:

А про зеркало, наверно, не зря принц Датский говорил своей матери:
"...Вы не можите идти, пока я не поставил Вас перед зеркалом, где Вы увидите свою сущность..."
(Шекспир, "Гамлет" 3:4).

Ирина

Аватара пользователя
Эмпирей
Эмпирей

Re: Зеркальная загадка

Сообщение Victor » 27 ноя 2008, 12:19

Ирина писал(а):Значит, не только шахматный орнамент, но даже сами шахматы, как игра, связаны с нашей загадкой.

Конечно, Ирина. В древности в шахматы играли лишь жрецы и цари. А в христианских странах игра в шахматы была долго запрещена христианами, также как и астрология до сих пор! Вот фрагмент из статьи о шахматах в Википедии:
Христианская церковь против шахмат
С момента появления шахмат резко негативную позицию по отношению к ним заняла христианская церковь. Шахматы приравнивались к азартным играм и пьянству. Примечательно, что в этом были едины представители различных направлений христианства. В 1161 году католический кардинал Дамиани издал указ о запрете игры в шахматы среди духовенства. В своём письме к папе Александру II он назвал шахматы «измышлением дьявола», «игрой непристойной, неприемлемой». Основатель ордена тамплиеров Бернар в 1128 году говорил о необходимости бороться с увлечением шахматами. Французский епископ Аид Сюлли в 1208 году запретил патерам «прикасаться к шахматам и иметь их на дому». Глава реформистского крыла протестантской церкви Ян Гус также был противником шахмат. Под влиянием церковного неприятия запрещали игру в шахматы король польский Казимир II, французский Людовик IX (Святой), английский Эдуард IV. На Руси православная церковь также запретила игру в шахматы под угрозой отлучения от церкви, что было официально закреплено в кормчей книге 1262 года и подтверждено в 1551 году Стоглавым собором.

Несмотря на церковные запреты, как в Европе, так и в России шахматы распространялись, причём среди духовенства увлечение игрой было не меньше (если не больше), чем среди прочих сословий. В Европе в 1393 году Регенбургский собор изъял шахматы из числа запрещённых игр. В России сведений об официальной отмене церковного запрета на шахматы нет, но по крайней мере с XVII—XVIII века этот запрет фактически не действовал. Играл в шахматы Иван Грозный. При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных, умение играть в них было обычным среди дипломатов. В Европе сохранились документы того времени, в которых, в частности говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья. При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Кстати, сколько полей должна пройти пешка, дабы стать королевой? ;)

А посмотрев на эту картинку, как Вы думаете, сколько колец должен положить Кай на пирамиду?

Изображение

Теперь понятно почему зеркало часто изображается разбитым? как на следующих картинках. Особенно это связано с уходом человека отсюда в мир иной через Зеркало к Ней...

Изображение Изображение

А это "на закуску". Надеюсь, что считать здесь нет необходимости. И так всё понятно, но... всё-таки пересчитать не помешает... для уверенности, чтобы дать правильный ответ. ;)